22 июня 1943 года был учрежден Союз Белорусской Молодежи, создание которого не представлялось возможным ни раньше при польской оккупационной власти и большевиках, ни позже при коммунистическом режиме. Значение этого события для становления национального самосознания молодого поколения белорусов и белорусского народа в целом было огромно. Современные историки, которые не в ладах с совестью, предпочитают всячески замалчивать и обходить стороной большую часть того, что происходило в Беларуси во время гитлеровской оккупации.
Воспоминания о СБМ (в сокращении)
Певевод на русский Бруно Сиволапый
СБМ в оккупированной немцами Беларуси был создан с разрешения немецких властей, был он организацией, которой никогда раньше не было в Беларуси, и способствовал воспитанию патриотизма и национального самосознания молодежи в духе антикоммунизма. Основателем СБМ был Фабиан Акинчиц. В мае 1943 года наконец-то было получено официальное разрешение на основание СБМ, подписанное В.Кубе и опубликованное в газетах. Оно способствовало развитию сети белорусских средних и профессиональных школ и семинарий.
За отсутствием в начале оккупации образованной национальной интеллигенции трудно было разбудить национальную жизнь белорусов. Белорусские кадры в эмиграции были немногочисленны, поэтому руководство местной властью выполняли приезжие из Прибалтики, либо местные поляки. Результатом были многочисленные жертвы белорусов. Будучи в Польше, посетил кладбище в Гданьске. На одном памятнике была надпись, что посвященная полякам, погибшим от белорусских националистов. Сам в то время проживал в Беларуси, но не видел и даже не слышал, чтобы белорусы убивали поляков. Такого не было. Наоборот, тогда много погибло от поляков невинных белорусских людей. Пару фамилий убитых таким образом белорусов назову, которых лично знал:
Пётра Рандарэвіч – студент, обучал молодежь белорусскому языку и культуре.
Язэп Клышэвіч - учитель в беларускай школе.
Юрка Клышэвіч - настаўнік у белорусской школе.
Аляхновіч, православный священник в Раковичах - замучен до смерти.
Аляхновіч – матушка священника в Раковичах.
Васюк - сотрудник БНС, убит в Шчучине.
Беразоўскі – учитель белорусской школы.
Шляхтун - белорусский учитель.
Юльян Саковіч - работник просвещения и многие, многие другие.
Гауляйтер Кубе задекларировал свободное развитие хозяйства и культуры, национальную сымволику, повысил компетенции Белорусского Народной Самопомощи (БНС). Таким образом он способствовал созданию аппарата, который смог бы перенять из немецких рук руководство в Беларуси. Он лично руководил процессом становления и развития СБМ, из бюджета финансировал его деятельность и отвел для нужд СБМ здания в Минске и Дроздах. Но через три месяца по учреждении СБМ В. Кубе был убит.
СБМ не был инструментом вербовки молодежи в Германию, не занимался агитацией в "Люфтваффе". Агитационные плакаты об этом вывешивались в городах, в том числе и в Вильнюсе.
Вот высказываньне активиста СБМ Михаила Сеньки "Нет, мы не думали, что под немцами белорусы могут стать независимыми. Но больше всего мы хотели воспользоваться шансом для укрепления белорусского сознания, чтобы подготовить кадры, которые не были бы прислужниками у чужаков, имели бы свою национальную гордость. СБМ в этом направлении сделал больше всех ". Мария Ганько: "СБМ для того поколения молодых людей - яркая страница жизни. В своих воспоминаниях люди, как один, упоминают общий патриотический настрой, стремление создать свободную от московского тоталитарного режима и русификации Беларусь - пусть даже под немецким протекторатом. Это было время патриотического подъема; белорусские школы и гимназии, богослужения в храмах - по-белорусски ".
Если политику нацистской Германии легче понять и критически оценить, то как воспринять политику немцев в Первой мировой войне? Тогда они делали точно то же самое. Немцы открывали белорусские семинарии, чтобы готовить учителей белорусского языка, массово открывали белорусские школы. Даже в Литве в гор. Ширвинтос в 1915 году паспорта выдавали на немецком и белорусском языках. Учителя, который кончал в то время белорусскую семинарию, а потом работал в школе я лично знал и с ним встречался. Также в ТБК есть немецко-белорусский паспорт 1915.
К сожалению, только немцы, а не поляки или советы, позволяли и создавали условия воспитывать молодежь в белорусском национальном духе, через ознакомление с историей Беларуси, изучением родного языка и культуры, трудолюбия и героизма. Влияние для воспитания имели старые и новые белорусские песни, которые создавали композиторы: Николай Щеглов, А. Комаровский, Николай Равенский, М. Иванов, Петр Нядзьведзки и др.
Членами СБМ могли стать юные белорусы и белоруски в возрасте от 10 до 20 лет. Для этого полагалось добровольно подать заявление следующего содержания:
"Прошу принять меня в ряды Союза Белорусской Молодежи. Я имею искреннее желание учиться служить Белорусскому народу и Отечеству и обязуюсь выполнять все приказы и указания моих руководителей. Даю слово юношеской чести, что я арийского происхождения и белорусской национальности ".
Есть основание полагать, что этим видные белорусские политические деятели проводили политику укрепления национальных сил, чтобы в благоприятных условиях бороться за государственную независимость Беларуси. Так Польша Пилсудского создавала свои легионы в австрийской империи, чтобы во время войны иметь возможность восстановить независимость Польши, временно они были с немцами и победили.
За участие и деятельность в СБМ советские власти наказывали большими сроками тюремного заключения и высылкой в концлагере Сибири либо на север СССР.
В Беларуси, как нигде у соседей, замалчивалось все что на самом деле творилось во время войны, кроме только того, что восхваляло борьбу белорусского народа за коммунистическую "советскую родину".
Первыми, кто затронул тему фактической деятельности СБМ во время войны, были белорусские эмигранты в США и Канаде. Видные белорусские деятели и патриоты: Мечислав Ракицкий, Хенрик Баранович, Станислав Гринкевич, Михаил Kовыль, Юзефа Найдзюка, Ванда Махнач и др. передали вести о себе и деятельности, опубликованные в печати Алексеем Виницким в 1972 году. Руководители СБМ: Надежда Абрамова, Владимир Горелик, Ядвига Сарочанская, за исключением Михаила Лужинского (кстати он был гостем ТБК Литвы после 2000 года), которые оказались в свободном мире, боялись публиковать о своей деятельности, чтобы не попасть в лапы наследников Цанавы.
Более подробно эту тему раскрывает Юры Туронак в книге "Людзі СБМ".
Воспоминания о СБМ (в сокращении)
Певевод на русский Бруно Сиволапый
СБМ в оккупированной немцами Беларуси был создан с разрешения немецких властей, был он организацией, которой никогда раньше не было в Беларуси, и способствовал воспитанию патриотизма и национального самосознания молодежи в духе антикоммунизма. Основателем СБМ был Фабиан Акинчиц. В мае 1943 года наконец-то было получено официальное разрешение на основание СБМ, подписанное В.Кубе и опубликованное в газетах. Оно способствовало развитию сети белорусских средних и профессиональных школ и семинарий.
За отсутствием в начале оккупации образованной национальной интеллигенции трудно было разбудить национальную жизнь белорусов. Белорусские кадры в эмиграции были немногочисленны, поэтому руководство местной властью выполняли приезжие из Прибалтики, либо местные поляки. Результатом были многочисленные жертвы белорусов. Будучи в Польше, посетил кладбище в Гданьске. На одном памятнике была надпись, что посвященная полякам, погибшим от белорусских националистов. Сам в то время проживал в Беларуси, но не видел и даже не слышал, чтобы белорусы убивали поляков. Такого не было. Наоборот, тогда много погибло от поляков невинных белорусских людей. Пару фамилий убитых таким образом белорусов назову, которых лично знал:
Пётра Рандарэвіч – студент, обучал молодежь белорусскому языку и культуре.
Язэп Клышэвіч - учитель в беларускай школе.
Юрка Клышэвіч - настаўнік у белорусской школе.
Аляхновіч, православный священник в Раковичах - замучен до смерти.
Аляхновіч – матушка священника в Раковичах.
Васюк - сотрудник БНС, убит в Шчучине.
Беразоўскі – учитель белорусской школы.
Шляхтун - белорусский учитель.
Юльян Саковіч - работник просвещения и многие, многие другие.
Гауляйтер Кубе задекларировал свободное развитие хозяйства и культуры, национальную сымволику, повысил компетенции Белорусского Народной Самопомощи (БНС). Таким образом он способствовал созданию аппарата, который смог бы перенять из немецких рук руководство в Беларуси. Он лично руководил процессом становления и развития СБМ, из бюджета финансировал его деятельность и отвел для нужд СБМ здания в Минске и Дроздах. Но через три месяца по учреждении СБМ В. Кубе был убит.
СБМ не был инструментом вербовки молодежи в Германию, не занимался агитацией в "Люфтваффе". Агитационные плакаты об этом вывешивались в городах, в том числе и в Вильнюсе.
Вот высказываньне активиста СБМ Михаила Сеньки "Нет, мы не думали, что под немцами белорусы могут стать независимыми. Но больше всего мы хотели воспользоваться шансом для укрепления белорусского сознания, чтобы подготовить кадры, которые не были бы прислужниками у чужаков, имели бы свою национальную гордость. СБМ в этом направлении сделал больше всех ". Мария Ганько: "СБМ для того поколения молодых людей - яркая страница жизни. В своих воспоминаниях люди, как один, упоминают общий патриотический настрой, стремление создать свободную от московского тоталитарного режима и русификации Беларусь - пусть даже под немецким протекторатом. Это было время патриотического подъема; белорусские школы и гимназии, богослужения в храмах - по-белорусски ".
Если политику нацистской Германии легче понять и критически оценить, то как воспринять политику немцев в Первой мировой войне? Тогда они делали точно то же самое. Немцы открывали белорусские семинарии, чтобы готовить учителей белорусского языка, массово открывали белорусские школы. Даже в Литве в гор. Ширвинтос в 1915 году паспорта выдавали на немецком и белорусском языках. Учителя, который кончал в то время белорусскую семинарию, а потом работал в школе я лично знал и с ним встречался. Также в ТБК есть немецко-белорусский паспорт 1915.
К сожалению, только немцы, а не поляки или советы, позволяли и создавали условия воспитывать молодежь в белорусском национальном духе, через ознакомление с историей Беларуси, изучением родного языка и культуры, трудолюбия и героизма. Влияние для воспитания имели старые и новые белорусские песни, которые создавали композиторы: Николай Щеглов, А. Комаровский, Николай Равенский, М. Иванов, Петр Нядзьведзки и др.
Членами СБМ могли стать юные белорусы и белоруски в возрасте от 10 до 20 лет. Для этого полагалось добровольно подать заявление следующего содержания:
"Прошу принять меня в ряды Союза Белорусской Молодежи. Я имею искреннее желание учиться служить Белорусскому народу и Отечеству и обязуюсь выполнять все приказы и указания моих руководителей. Даю слово юношеской чести, что я арийского происхождения и белорусской национальности ".
Есть основание полагать, что этим видные белорусские политические деятели проводили политику укрепления национальных сил, чтобы в благоприятных условиях бороться за государственную независимость Беларуси. Так Польша Пилсудского создавала свои легионы в австрийской империи, чтобы во время войны иметь возможность восстановить независимость Польши, временно они были с немцами и победили.
За участие и деятельность в СБМ советские власти наказывали большими сроками тюремного заключения и высылкой в концлагере Сибири либо на север СССР.
В Беларуси, как нигде у соседей, замалчивалось все что на самом деле творилось во время войны, кроме только того, что восхваляло борьбу белорусского народа за коммунистическую "советскую родину".
Первыми, кто затронул тему фактической деятельности СБМ во время войны, были белорусские эмигранты в США и Канаде. Видные белорусские деятели и патриоты: Мечислав Ракицкий, Хенрик Баранович, Станислав Гринкевич, Михаил Kовыль, Юзефа Найдзюка, Ванда Махнач и др. передали вести о себе и деятельности, опубликованные в печати Алексеем Виницким в 1972 году. Руководители СБМ: Надежда Абрамова, Владимир Горелик, Ядвига Сарочанская, за исключением Михаила Лужинского (кстати он был гостем ТБК Литвы после 2000 года), которые оказались в свободном мире, боялись публиковать о своей деятельности, чтобы не попасть в лапы наследников Цанавы.
Более подробно эту тему раскрывает Юры Туронак в книге "Людзі СБМ".
No comments:
Post a Comment