Wednesday, April 6, 2011

Борис Кит - "первый белорус в мире" отмечает свое 101-летие


Кастусь ЛАШКЕВІЧ, ТUT.BY
Фотографии автора и из архива (tut.by)

Борис Владимирович Кит
(настоящая фамилия - Кита, Boris Kit)
6 апреля в Франкфурте-на-Майне отмечает свое 101-летие Борис Кит - "первый белорус в мире", как назвал его Василь Быков. После войны известный деятель белорусского возрождения эмигрировал в США, где стал одним из пионеров в области разработок современного космического топлива. Благодаря исследованиям нашего соотечественника стал возможен, например, полет человека на Луну.

Бежавшие от революции

Борис Кита родился 6 апреля 1910 года в белорусской семье в Петербурге, где в среде национальной интеллигенции прошли первые восемь лет его жизни. Революция и тяжелое финансовое положение в России заставило родителей вернуться в деревню Сапатницы под Кореличами. По Рижскому договору (1921), который разделил Беларусь на две части, родная Новогрудчина отошла к Польше.

Жадный до обучения парень закончил народную школу в Кореличах (1926) и Новогрудскую белорусскую гимназию (1928). Шовинистическая политика польских властей и непризнание за белорусами права на полноценное национальное развитие только усилили в нем белорусское самосознание и закалили борцовский дух.

Борис собрался было уже поступать на исторический факультет Вильнюсского университета, однако судьба сложилась иначе.

"Еще со времен гимназии я ужасно любил историю. Когда записывался в Виленский университет, хотел поступать именно на нее. Смотрю: перед окошком на истфак сто человек стоит. Направо же принимали документы на математику, и там было каких-то пять человек. Так я стал математиком", - рассказывал мне герой накануне своего 100-летия.

"Я тридцать раз умирал"

1938 г., у роднай вёсцы.
1938 г. в родной деревне
В 1931 году, еще будучи студентом, Борис Кит (так его по ошибке записали в польскоязычных документах, после чего "новое" имя и прижилось) начал преподавать математику в легендарной Виленской Белорусской Гимназии, а в 1939-м даже некоторое время возглавлял ее.

Благодаря усилиям Кита в том же 1939-м в Новогрудке распахнула дверь восстановленная ​​белорусский гимназия, директором которой он стал. Как и многие активные участники белорусского движения в Западной Беларуси, Кит попал под преследование польских властей, дважды сидел в тюрьме.

При советской власти Кит работал инспектором отдела образования Барановичского округа (1939-41), а с приходом немцев организовывал белорусские школы, спасая молодежь от высылки в Германию. Директор учительской семинарии в Поставах и Административно-торговой высшей школы в Молодечно, он чудом избежал смерти в застенках гестапо. Месяц в нацистской тюрьме в 1944-м Кит называет самыми страшными днями в своей жизни.

"Тридцать дней я ждал расстрела. Каждый день пригоняли 30 человек, из которых 25 ночью расстреливали. Я тридцать раз умирал", - вспоминает Борис Владимирович.

Первый из первых

Просветительская деятельность во время оккупации заставила его после войны искать спасения от НКВД за границей. Поучившись на факультете медицины в Мюнхенском университете (1945-48), Кит нашел свою "американскую мечту" в крупнейших аэрокосмических компаниях Штатов.

Борис Кит провел первое в истории фундаментальное исследование свойств жидкого водорода, который после этого стали использовать как основное ракетное топливо. В результате стал возможен первый полет человека на Луну и дальнейшее развитие космонавтики. Кстати, математический расчет полетов космических кораблей на Луну - тоже дело рук белоруса. Его авторству принадлежит первый в истории учебник по ракетной технике и ракетном топливе "Rocket Propellant Handbook" (1960) и первое на Западе исследование по истории советской космонавтики "USSR Space Research and Development" (1964).

Исследования Бориса Кита принесли ему известность и авторитет не только в научных кругах. Однако должности руководителя научной группы отдела астронавтики Министерства военно-воздушных сил США (1958-63) и старшего эксперта-исследователя Госинститута системного анализа министерств обороны и транспорта США (1968-72), а также участие в засекреченных разработках сделали невозможным контакты с родственниками, которые остались в Беларуси. Хотя за его заокеанским судьбой следили не только родные.

"Отец, живший в Беларуси, рассказывал, что к нему приходили из КГБ и говорили:" Ваш сын - большой человек в Америке. Он может смело приехать домой и работать в СССР ", - вспоминает Кит.

Однако возможность возвращения в Советский Союз ученый даже не рассматривал.

14 сакавіка 1969. Барыс Кіт атрымлівае пасведчанне з падзякай за выдатную працу ў Міністэрстве абароны ЗША.
14 марта 1969 г. Борис Кит получает свидетельство с благодарностью
за выдающийся труд в Министерстве Обороны США
"То, что я убежал в Америку - величайшее счастье, потому что сохранил жизнь и достиг вершин в науке. Как написал один литератор, в США я попал в глаз космического урагана. Встретил величайших людей мира ..."- рассуждает Кит.

Его коллегами и друзьями были крупные политики и большие ученые - один из создателей квантовой механики Вернер Хайзенберг, легендарный авиаконструктор Вильгельм Мессершмит, "отец" американской космической программы Вернер фон Браун и создатель современной аэродинамики Теодор фон Карман ...

Во главе американо-советского сотрудничества

Мало кто знает, что наш соотечественник был одним из кураторов первых советско-американских переговоров в области космонавтики.

"Первая двусторонняя встреча между СССР и Америкой, на которой присутствовала группа советских академиков и министров, состоялась в 1960-м году в вашингтонском "Шератон-Парк-Отель". Абсолютно никакой политики там не было. Мы вели исключительно научное дело. Атмосфера была очень дружелюбной, и я горжусь, что был председателем этого исторического собрания", - вспоминает Борис Кит.

Долгосрочным результатом тех переговоров стал запуск в 1972 году советско-американской программы "Союз" - "Аполлон". Сотрудничество же двух сверхдержав в космической сфере продолжается до сих пор.

Борис Кит награжден высшими международными наградами в области космонавтики. Имя белоруса среди выдающихся ученых Америки замуровано в капсуле времени в стену Капитолия в Вашингтоне. При этом он всегда подчеркивал, что "вышел из Беларуси, из самой бедной деревни", чем гордится.

Гражданин мира, он прожил в Беларуси всего 26 лет. Однако остался рачительным белорусским патриотом и в течение всей жизни помогал землякам и родине. Кит был среди основателей крупнейшей в США белорусской колонии в Саут-Ривере (Нью-Джерси). Благодаря его усилиям более 300 семей белорусских политбеженцев переехали за океан. Известен он и как щедрый меценат белорусской культуры в эмиграции.
Барыс Кіт і Васіль Быкаў
6 апреля 2001 г., Франкфурт. Борис Кит и Василь Быков
После обретения Беларусью независимости Кит трижды побывал на родине (1992, 93, 95), где пытался заложить национальный университет европейского типа. К сожалению, его намерения были далеки от планов правительства Беларуси. Благо, в Новогрудке известному земляку все же присвоили титул Почетного Жителя города, а в 2008 году там состоялось открытие его музея. Музей при жизни - исключительное для Беларуси явление. Особенно, когда речь идет о политэмигранте, чье имя долгие десятилетия было на родине чуть ли не под запретом.

"Самое важное - чистая совесть"

В 1972 году, после ухода на пенсию, Бориса Кита пригласили преподавать в Германию. Выдающийся ученый, который свободно говорит на семи языках, исколесил с лекциями весь мир, а последние 36 лет живет в скромной однокомнатной квартире во Франкфурте-на-Майне.

Борис Кит вырастил двух сыновей. Старший Владимир (Уолтер) пошел по стопам отца и достиг высокой должности в головном офисе американского аэрокосмического агентства NASA. "Помимо этого он был большим патриотом Беларуси. первоклассно говорил по-белорусски, и когда он в 1968 году привез в Минск американскую архитектурную выставку и заговорил на "мове ", все были в шоке", - рассказывает Борис Кит. К сожалению, в ноябре 2010-го Уолтер Кита умер от рака.



У Бориса Владимировича также две внучки и двое правнуков.

Рaзменяв 100-летний юбилей, "первый белорус в мире" сохраняет хорошую физическую форму и ясную память - сам себя обслуживает, ежедневно ходит с подругой на прогулку, делает гимнастику и упорядочивает архивы, которые планирует передать на родину.

Каков его рецепт долгожительства?

"У меня нет никаких рецептов. Думаю, это сочетание многих элементов. Прежде всего, белорусская генетика. Во-вторых, все время я занимался прекрасным делом: учительством, наукой. В-третьих, моя жизнь была сначала ужасно тяжелой. Я много голодал, а это хорошо для организма. И потом я старался не переедать. Но самое, может быть, важное - чистая совесть. Я никому никакого зла не делал. Только добро. Благодарю Бога, что я никогда не был солдатом, не принимал участия в войне. Выкрутился из плохих обстоятельств и дожил до 100 лет!"

Еще о Борисе Ките >>>
Архивы Беларуси о Борисе Ките >>>

Перевод с белорусского Админ