Monday, December 17, 2012


Чтобы быть ближе к "любимой стране",
немец переехал в Вильно,
так как в Беларусь его не пускают

Наталья Костюкевич / TUT.BY
Перевeл Бруно Сиволапый

Немцу Тoбиасу Вайману 32 года. Из них семь он считает себя любителем Беларуси. IТ-специалист и общественный активист белорусский язык выучил в Минске. В его берлинской квартире есть специальная комната для белорусов. Сегодня Тoбиас живет в Вильнюсе. К нам ему въезд запрещен. Поэтому литовская столица, по его мнению, единственная возможность приблизиться к любимой стране, народу и языку.

- Я родился в Баварии, моя бабушка родом из Чехии, папа всегда интересовался Восточной Европой. Пока мало кому на Западе интересна эта часть мира, многие боятся по ней путешествовать. Это ментальный барьер, который остался еще со времен Советского Союза. Напрямую тема Беларуси в Германии не существует в головах людей.

- В 2005 году я впервые приехал в Беларусь, чтобы изучать русский язык. Мне было 25 лет. Единственное, что я помнил о вашей стране из школьной программы, что у вас есть язык, на котором даже сам президент не разговаривает.

- Два года занимался в Лингвистическом университете. У меня появились друзья, в том числе и белорусскоязычные. Это были современные люди, которые думали о будущем страны. Сейчас почти все мои друзья из Беларуси. Я уже не чувствую, что белорусская культура для меня чужая.

- Я решил, что должен говорить на языке своих друзей, чтобы быть ближе к ним. Это как знак уважения. Сначала язык учил сам, качал литературу из интернета. Когда спросил у преподавателей лингвистического, где лучше изучать белорусский, они такими глазами на меня смотрели ... Им было даже стыдно, что сами не могут со мной заниматься. Один преподаватель сказал, что язык лучше учить от поэтов. И с помощью одного из современных белорусских литераторов я нашел репетитора.

На одной из встреч ПОКОЛЕНИЯ DE. Тобиас - слева.

- В 2007 году закончилась моя виза. Хотел остаться в Минске, но визу не продлили, надо было уезжать. Я переехал в Берлин. Первое время у меня была депрессия, потому что я не знал, как поддерживать связи с белорусскими друзьями и учить язык. Чтобы его не забыть, начал организовывать в кафе встречи белорусов с немцами. Так прошло 15-16 встреч. Свидания мы организовывали через группу в Facebook. В то время ничего вроде нашей инициативы в Германии не было. Своим проектом я старался немного активизировать людей. Назвал эту инициативу "Поколение DE" - поколение молодых белорусов, проживающих в Германии. Это поколение белорусов, которые выросли в 90-х во время белорусского национального движения.

- Сегодня я неофициально невъездной в Беларусь. С 2009 года мне ни разу не выдали визу. Сейчас в паспорт вообще поставили штамп, что въезд в Беларусь запрещен. Сотрудники посольства никак не прокомментировали отказ. Любой коммент для них неудобный, потому что это плохой пиар для страны. Думаю, что проблема в том, что у меня были белорусскоязычные друзья, я приходил на их встречи. И хотя я там даже не выступал, не всем нравилось, что на таких свиданиях присутствует иностранец, который интересуется актуальными белорусскими вопросами. Возможно, кто-то думает, что у меня слишком много связей с гражданским обществом в Германии, но на самом деле это не так. Я понимаю, что не могу поехать в Беларусь, и это не изменится.

- В Беларуси я не был активным человеком, ведь это дело белорусов - заниматься своим будущим. Но если жил в Берлине, считал, что нужно влиять на немецкую политику. Мне очень нравился подход Стефана Эрикссона, экс-посла Швеции в Беларуси, которое у вас очень популярный человек. Мне даже немного стыдно было, что немецкий посол не такой открытый, активный и не говорит по-белорусски. Я хотел влиять именно на это.
Штамп в паспорте Тобиаса. В визе отказано.
- В берлинской квартире у меня есть отдельная комната для белорусов. Я решил, что если у меня нет возможности поехать в Беларусь, то я приглашаю Беларусь к себе. Сейчас я переехал в Вильнюс, чтобы быть еще ближе к любимой стране. Я работаю через интернет, у меня свободный график, поэтому могу себе позволить жить в любой точке планеты. В Вильнюсе я живу в белорусской диаспоре.

- Живу с белорусами, ем белорусский пищу, которую им передают родственники. Часто на нашем столе огурцы, вкусное белорусское варенье, драники. Каждый день я читаю белорусские порталы и литературу. Когда жил в Беларуси, купил столько книг, что мне еще на сто лет хватит.

- Улучшить жизнь белорусов может солидарность внутри страны. Я бы посоветовал каждому что-то делать для своей страны. Заниматься не только собственными проблемами, карьерой. В моей стране, чтобы найти работу, нужно показать, что ты принимал участие в гражданских проектах. Это отражает, что ты социально активный человек, можешь работать в группе, брать в свои руки инициативу. В Беларуси такое не ценят, возможно, даже наоборот. Но не смотря на то, нужно делать свое маленькое дело.

1 comment:

  1. і зноў улада робіць сваю чорную справу...

    ReplyDelete